Ежиный блог

Сердца четырёх: как работать с психотипами клиентов

2021-08-12 12:37
Помните, в русских народных сказках герои оказывались перед путевым камнем, который предлагал выбрать дорогу: «Направо пойдёшь – богатство найдёшь, налево пойдёшь – коня потеряешь…»?

Современные маркетологи оказываются перед похожим выбором, когда исследуют целевую аудиторию клиента. Нужно и  прибыль найти, и новых клиентов в компанию привести, и старых удержать.

К счастью, психологи нашли тот самый компас, который может указать верную дорогу для любой целевой аудитории. И называется этот компас «психотипы потребителей». 

Обычно выделяют от 4 до 6 психотипов клиентов, но мы расскажем о четырех основных. Это рационалисты, идеалисты, гедонисты и традиционалисты. Представьте, что в городе R открылся новый фитнес-клуб, и в его целевой аудитории оказались представителя всех четырёх психотипов. Как быть с продвижением?

Традиционалисты: жить так, как заведено

Этот психотип неспроста получил своё название. Люди, которые к нему относятся, больше всего ценят семью и традиции. Для них привычка – якорь в современном мире. Они усердно и много работают, но в основном для того, чтобы поддерживать сложившийся уклад жизни. Они не любят менять место работы или профессию, а предпочитают повышать квалификацию в уже знакомой сфере. Между активным отдыхом, вылазкой на природу и тихим вечером с семьёй перед телевизором традиционалисты выберут последнее. Они любят читать и смотреть что-то расслабляющее, наряжать елку вместе с детьми и, например, печь блины каждое воскресенье.


Для традиционалистов главное – стабильность и качество. Они будут верными клиентами магазинов у дома, в которых можно приобрести качественные товары. В фитнес-клубе они, скорее всего, выберут что-то привычное, например, аэробику. Но традиционалистов среди клиентов будет немного: большинство из них  –  болельщики или бывшие спортсмены.

Рационалисты: проводи время с пользой

В группу рационалистов попадают успешные бизнесмены, которые привыкли отдавать львиную долю своего времени работе, а остальное – посвящать полезным активностям. Они читают бизнес-литературу, посещают форумы предпринимателей или ходят на хорошие фильмы и спектакли, которые им рекомендовали.


Рационалисты планируют свою жизнь до мелочей. У них всегда есть план Б, но они до последней возможности будут придерживаться изначально намеченного плана А.
Отдыхают они, как правило, тоже активно: катаются на лыжах, посещают музеи или выезжают на природу. Этот тип людей с удовольствием ездит в командировки.

Для рационалистов главное – качество и скорость. Они ценят свое и чужое время, а также при необходимости поддерживают статус, покупая брендовые вещи или хороший автомобиль.


В фитнес-клуб они придут позаниматься в тренажерном зале или возьмут абонемент на силовые тренировки.

Гедонисты: лови момент

И наслаждайся! Этот психотип объединяет тех, кто готов активно радоваться жизни и искать новые впечатления 24/7. У гедонистов нет практической жилки, они живут не по плану, а по зову чувств.

Именно эмоции для них важнее всего. Гедонисты занимаются только той работой, которая позволяет им наслаждаться своей деятельностью и жизнью, ищут себя и стремятся к самовыражению.


Клиенты этого типа не отказывают себе в простых радостях: вкусной еде, интересной поездке на другой край Земли, встрече с друзьями. Этим неутомимым искателям приключений нужно всё и сразу. У них каждый месяц новое хобби, они легко загораются свежими идеями, но редко углубляются в них.

Гедонисты – мастера спонтанных покупок. Они могут купить то, что подарит им радость, положительные эмоции. Это самые заядлые путешественники, клиенты аттракционов и других развлечений. В рекламе их больше всего привлекают видео или, например, сторис в Instagram – так они проникаются атмосферой продукта.

В спорте для них важны эмоции. Гедонисты выберут в расписании фитнес-клуба новые направления или же танцевальные, как zumba, и активные, как степ-аэробика.


Идеалисты: дорога в облака

Самый спокойный и творческий психотип. Рукодельничать и выдумывать они любят, но остаются верны одному увлечению, погружаясь в него с головой. Идеалисты считают, что все люди должны жить в счастье, мире и согласии. Они стараются поддерживать гармонию в себе и в семье, хотят доверять окружающим.

Чувствительные идеалисты заботятся о природе, и поэтому выбирают товары компаний с экологичным производством.

Идеалисты редко путешествуют, а если и выбираются куда-то, то на природу или в какой-то тихий уголок. Всем активностям вне дома они предпочтут час-другой наедине с самими собой. Этому психотипу по душе всё спокойное: медитации, творческие мастер-классы, например, по керамике или рисованию, пилатес или йога. Они не любят быть в толпе, поэтому выбирают индивидуальные занятия или работу в малых группах.


Портрет вашего типичного клиента может соответствовать не одному, а нескольким психологическим группам. Но теперь вы сможете найти подход и к тем, кто оказался на перекрёстке «путей выбора», и наладить контакт с целевой аудиторией.

В фитнес-клубе идеалисты выберут йогу или растяжку, а администратора могут расспросить об уровне сложности тренировок, чтобы остановиться на самом лёгком.

Что делают ЕЖИ?


В рамках маркетингового сопровождения мы разрабатываем индивидуальную стратегию продвижения вашего бизнеса, то есть анализируем возможности компании, динамику продаж, деятельность конкурентов, а также особенности и потребности целевой аудитории.

А ещё мы подбираем комплекс маркетинговых инструментов, который позволит вам общаться с клиентами на их языке и наладить с ними контакт. При этом мы опираемся на психологию покупателя и ваши цели и предпочтения.

Хотите продвигать свои продукты – пишите нам, мы поможем.